Оплата проезда: от билета к бесконтактной карте
Немногие из горожан знают, что именно от пассажиров зависит количество машин общественного транспорта в городе. Несоблюдение правил оплаты проезда влечет за собой снижение транспортных средств на маршруте. Чем меньше пассажиров правильно оплачивают проезд, тем ниже пассажиропоток с точки зрения статистики. А раз пассажиропоток ниже, то и транспорта на маршруте может стать меньше. Поэтому пассажиры, своевременно оплачивая свой проезд, показывают истинный поток пассажиров на том или ином маршруте и помогают специалистам-транспортникам регулировать количество подвижного состава на линии.
Система оплаты проезда пассажирами существовала с самого начала развития транспортного сообщения в городе. В 1837 году по указу императора Николая I была открыта первая в России железная дорога для обеспечения проезда между Царкосельским вокзалом Санкт-Петербурга, Царским Селом и Павловском. С развитием железнодорожного сообщения на линии выходили не только императорские поезда, но и пассажирские. И уже тогда для проезда надо было приобрести проездной билет, который представлял собой металлическую пластину с указанием вагона и места. Билеты сохранялись до окончания поездки, после чего возвращались кондуктору, который отдавал их обратно в кассы.
В 1847 на улицах города появились омнибусы, своего рода общественные кареты. Через 16 лет пустили первые конки по Невскому проспекту, металлические вагончики, запряженные лошадьми. А уже в 1907 году была открыта первая линия электрического трамвая. Примерно в том же году в городе появились автобусы, но широкое распространение автобусы получили в 1920-х годах. Несколько позже были выпущены на маршруты первые троллейбусы.
Всё время существования общественного транспорта билеты для проезда пассажиров продавал кондуктор. Даже во время блокады Ленинграда в трамваях проезд оставался платным, а обычные бумажные билеты продавали кондукторы. Лишь в конце 1960-х годов было принято решение отказаться от кондукторной системы обслуживания – тогда в салонах трамваев, троллейбусов и автобусов появились кассы и компостеры. Пассажир, войдя в салон, опускал в специальную кассу-автомат монету, и самостоятельно отрывал билет. Позднее «книжечки» по 10 талонов для компостирования стал продавать водитель транспортного средства: пассажир приобретал «книжечку», отрывал один талон и ставил на нем отметки с помощью компостера. Компостеры были разных видов и пробивали в талоне уникальный рисунок из отверстий.
В 1990-х годах в связи высоким количеством пассажиров – безбилетников было принято решение о возвращении кондукторов. А в начале 2000-х годов стала внедряться автоматизированная система контроля проезда в наземном транспорте и тестирование работы новых проездных билетов на основе бесконтактных смарт-карт и считывающих устройств в метро.
Отдельно стоит упомянуть о системе оплаты проезда в метрополитене. Привычные нам турникеты появились в вестибюлях станций не сразу. В первые три года работы метро в Ленинграде – с 1955 по 1958 годы – для прохода в метро нужно было приобрести бумажный билет в кассе и предъявить его контролёру. Лишь в 1958 году в вестибюлях появились турникеты, которые представляли собой двери-вертушки с монетоприёмником. Для оплаты принимались специальные жетоны. И только с 1962 года были введены автоматические турникеты, настроенные на приём 5-копеечных монет. В 1992 году вновь введены жетоны в качестве оплаты прохода в метрополитен.
В конце 1990-х – начале 2000-х годов в мире и в России произошел большой скачок в области способов оплаты проезда и видов проездных билетов. Петербургский метрополитен ввёл в обращение пластиковые карты с магнитной полосой. Позже стали появляться бесконтактные смарт-карты. А в 2011 году был выпущен многофункциональный электронный билет «Подорожник», на который можно записать разные виды проездных билетов и использовать для оплаты проезда во всех видах транспорта (в том числе и в «коммерческом»).
Сейчас все станции метро оснащены турникетами для оплаты проезда с помощью банковских карт MasterCard PayPass и Visa PayWay, также реализована возможность бесконтактной оплаты проезда банковскими картами и на некоторых маршрутах наземного транспорта (автобус № 39, трамвай № 3, троллейбус № 5). Сегодня пассажир может выбрать наиболее удобный способ оплаты проезда, а пополнение счета электронных проездных карт доступно в кассах метро; автоматах, установленных в вестибюлях метро и на остановках наземного транспорта у метро «Московская» и в аэропорту Пулково; через банковские терминалы и Интернет.
В 2016 году носители электронных проездных билетов приобрели новый вид, так СПб ГКУ «Организатор перевозок» выпустил в реализацию первую партию новых экспериментальных электронных носителей для проездных билетов «Подорожник» в новом, необычном форм-факторе – в виде брелока.
Новые разработки и проекты по усовершенствованию транспортного обеспечения пассажиров будут представлены на Международном инновационном форуме пассажирского транспорта SmartTRANSPORT-2016, который пройдет с 25 по 28 мая в новом выставочном центре «Экспофорум». Подробнее о Форуме можно узнать по ссылке: SmartTRANSPORT-2016
Комментарии закрыты.