Обзор прессы об изменениях маршрутной сети с комментариями специалистов Учреждения
Как «Организатор перевозок» проводит общественные слушания
«Петербургский дневник», 29.09.2019
https://spbdnevnik.ru/news/2019-09-29/kak-organizator-perevozok-provodit-obschestvennye-slushaniya
Корреспондент «Петербургского дневника» побывал на слушаниях в нескольких районах и сделал вывод: в основном горожане пекутся не о тех маршрутах, которые соединяют по 4-5 районов, а о «подкидышах» от крупных жилых комплексов до метро. Заместитель директора ГКУ «Организатор перевозок» Дмитрий Процкий разъяснил, что удовлетворить все просьбы в любом случае не удастся. Да, есть улицы, подъехать к которым возможно только на маршрутке: теперь их обитателям придется ездить по соседней дороге, а последние сотни метров преодолевать пешком.
Напомним, что реформа, заключающаяся в отмене маршрутных такси, – это 220-й федеральный закон «Об организации регулярных перевозок городским наземным транспортом». В течение пяти лет (с 2015 по 2020 год) она внедряется во всех городах, и в столице, например, уже состоялась. Участникам общественных слушаний разъясняют, что городские власти изменить закон не в силах, но они специально собирают народ на обсуждение, чтобы выслушать его пожелания и скорректировать маршруты социального транспорта, которому надлежит окончательно вытеснить маршрутки к 17 июля 2020 года. К слову, далеко не по всем улицам может беспроблемно проехать большой автобус, поэтому ГКУ внедрило термин «автобус средней вместимости». Юркие автобусы, отдаленно напоминающие маршрутки, будут успешно передвигаться по улицам Коломяг или Петроградской стороны, но закон требует, чтобы городской транспорт был адаптирован для использования инвалидами и мамами с колясками. Это означает, что перевозчикам придется закупать такие машины, чтобы у них были: низкий пол, пространство в салоне, где может поместиться инвалидное кресло. Соответственно сидячих мест в салоне станет меньше. И еще одно требование: автобус должен быть не старше 2018 года.
Стоит отметить, что набор пожеланий у населения от района к району меняется. Так, жители Канонерского острова опасаются отмены маршруток, потому что социальный автобус ждать придется слишком долго, буквально на семи ветрах, а пешком с острова не уйдешь. Их заверили, что 67-ю маршрутку не сократят, превратят в социальный маршрут с автобусом средней вместимости, а вот 66-ю наверняка уберут: все равно она дублирующая. Жители Кронштадта оказались недовольны внедрением больших автобусов, потому что сидячих мест в них не много, и никому не нравится стоять в толпе час – именно столько времени требуется, чтобы добраться через утренние пробки от острова до метро.
Вместо маршрутки от Кронштадта до метро «Старая Деревня» будет открыт маршрут-экспресс. Количество подвижного состава (в том числе по сидячим местам) будет соответствовать количеству «маршруток» на этом направлении. Вместо маршрутки от Кронштадта до метро «Проспект Просвещения» будет открыт социальный маршрут с тем же количеством автобусов, таким же подвижным составом (средней вместимости) и теми же интервалами. Никакого ухудшения нет.
«Почему большие автобусы не делают остановки у железнодорожных станций Лигово и Ульянка, а маршрутка делает? – возмущались жители Кировского района.
У железнодорожной станции Ульянка есть автобусная остановка (перекрёсток пр. Народного Ополчения и уд Солдата Корзуна), на которой останавливаются и автобусы №№ 18, 18А, 89 и маршрутки. У станции Лигово, на пр. Народного Ополчения, также есть автобусная остановка автобусов №№ 2, 2А, 87, 111, 130, 163, 165 и маршруток.
– В районе строится много жилых комплексов, от которых можно добраться только до одной станции метро – «Проспект Ветеранов». А почему нельзя сделать, например, до «Автово» подвозку?».
В зависимости от расположения жилых кварталов маршруты транспорта проложены к разным станциям метро: «Пр. Ветеранов» (по пр. Ветеранов), «Ленинский пр.» (по пр. Ветеранов и Ленинскому пр., «Автово» (по пр. Маршала Жукова), «Московская». Но больше всего маршрутов проложено к «Пр. Ветеранов», как к самой ближайшей станции метро.
«Я рада, что маршрутки отменяют, – заверила «Петербургский дневник» жительница проспекта Стачек. – Тошно смотреть, во что превратилось метро «Автово», где собираются маршрутки из Ломоносова и Петергофа. Гастарбайтерам наплевать на правила, у них зазывалы орут на всю улицу, а маршрутки разворачиваются там, где этого нельзя делать. Будут автобусы – будет больше порядка».
Практически в каждом районе на слушаниях упоминались выделенные полосы – единственный способ сделать большие автобусы более-менее быстрым транспортом. Но горожане сами признавали, что рисовать их негде: например, от микрорайона «Солнечный город» к Петергофскому шоссе ведет двухполосная дорога, и одна полоса стабильно стоит на левый поворот, и аналогичная ситуация – на Шотландской улице Гутуевского острова.
Как оказалось, движение по хордам очень популярно у жителей спальных районов, и далеко не все ищут работу, хобби, светские мероприятия в центре. Да и многочисленные урбанисты сколько раз говорили, что городу нужно стать полицентричным. А в довоенные годы на роль второго центра готовили Московский район.
«Я живу у Кировского завода, а ребенка вожу в бесплатную секцию на проспекте Космонавтов, – рассказала женщина по имени Юлия. – Кроме 151-й маршрутки по этому направлению не ходит ничего».
От Кировского завода до проспекта Космонавтов ходит прямой автобус № 72, движение на котором с 2020 года будет усилено.
Увы, кроме нее за сохранение этого маршрута не выступил никто. Заступались в основном за 216-ю маршрутку (она тоже соединяет Московский и Кировский районы, но южнее), 306-ю и 195-ю (из Лигово до центра), а также 20-ю.
Маршрутка К-216 дублируется троллейбусом № 45 и новым автобусным маршрутом № 246, который будет открыт вместо маршрутки № К-246.
Маршрутки К-195 и К-306 дублируются автобусом № 2.
Их явно не будут ликвидировать полностью и оставят хотя бы один социальный маршрут. И все же ГКУ явно дало понять, что основным транспортным средством для поездки в центр или другой район теперь станет метро. Чтобы подсластить пилюлю, пассажирам пообещали навести порядок с многоразовыми проездными билетами. Сейчас почему-то выгоднее покупать билеты на 5 дней, а не месячные проездные. Но если сделать так, чтобы вторая поездка в течение часа-полутора не оплачивалась вовсе – именно на такой схеме настаивает «Организатор перевозок», – то дорога, состоящая из 2-3 пересадок, станет комфортнее. Даже если она будет занимать не 40 минут, как привыкли жители, а больше часа. Жители, правда, не согласны и уверяют, что готовы платить лишние 40 рублей за 40 минут сна.
В Приморском районе слушания проходили в 14 часов – впрочем, ГКУ «Организатор перевозок» вынуждено соглашаться на то время, какое назначает районная администрация. Поэтому в зале, рассчитанном на 600 человек, собралось около 20 – в основном пенсионеры и муниципальные депутаты. Многие жаловались на насущные проблемы, не имеющие ничего общего с отменой маршруток.
«Я работаю на Адмиралтейских верфях, смена начинается в 7 часов утра, значит, надо выезжать в 5:30. А как это сделать, если и маршрутки, и автобусы начинают ходить в 5:50?» – спрашивал рабочий из Коломяг.
Мы записали этот вопрос в проработку для изменения расписания движения по маршруту с отправлением из Коломяг в 5:30.
Жители Лисьего Носа поведали, что только благодаря маршруткам они живут по здоровому режиму: встают в 7 часов утра. Если придется пересесть на большие нерасторопные автобусы, вставать придется уже в 6 часов утра.
«Маршрутки нарушают правила, ездят на скорости 120 километров в час. А водители автобусов так не делают не потому, что не могут, а потому что законопослушней, – заявил Дмитрий Процкий. – Бывают, конечно, исключения, я сам однажды видел, как большой автобус обогнал маршрутку как стоячую. Так что ездить на большой скорости он может. И, кстати, ГИБДД уже рассматривает идею сделать по всему Приморскому шоссе в черте города ограничение скорости до 60 километров в час и повесить повсюду камеры. Так что будет ли маленький автобус при таких условиях маневреннее – это вопрос».
Больше всего в Приморском районе пеклись о маршрутках, обеспечивающих подъезды в ЖК «Юбилейный квартал» и прочие мегакомплексы. На втором месте – Коломяги с узкими улицами, по которым так сложно проехать большому автобусу. Все понимают, что на улицу Аккуратова из-за хронической пробки въехать будет невозможно и единственная возможность попасть к метро «Удельная» – Поклонногорский виадук. Получается крюк через Выборгский район. Как ни странно, никто уже не помнит, что когда-то по улице Аккуратова мог ездить только общественный транспорт.
«Моей маме 80 лет, и если сейчас у нас нет проблем с тем, чтобы с ней куда-то поехать (маршрутка останавливалась недалеко от дома), то теперь придется идти пешком до Вербной. В ее возрасте требуется 20 минут. Зачем вы называете новый транспорт доступным для инвалидов, если, по сути, он стал недоступным даже для обычных пенсионеров?» – вопрошала одна из женщин.
Оказалось, что люди зря волнуются: вместо 55-й маршрутки будет социальный автобус – 235-й – минимум с 15 машинами на линии. Вместо 127-й маршрутки к микрорайону «Чистое небо» будет ездить 171-й автобус – со слегка скорректированным маршрутом (проспект Королева вместо Парашютной улицы). На просьбы жителей района Озеро Долгое обеспечить хотя бы один маршрут до «Беговой» дирекция ответила отказом.
Примечательно, что номера одних и тех же маршруток последовательно звучали на слушаниях в самых разных районах. Так, 32-ю маршрутку защищали и в Калининском, и в Красногвардейском, и в Петроградском районах. 6-ю – в Кировском и Василеостровском. Также под топор попадают 16-я маршрутка (от Васильевского острова до Просвета), 17-я («Ладожская» – «Черная речка»), 25-я (из Купчино до «Владимирской»), 29-я (из Невского района в Красносельский), 90-я (Ржевка – Гутуевский остров), 350-я (Купчино – Васильевский остров) и др. Как уже сказано, на длинные межрайонные маршруты жителям советуют не рассчитывать.
Не совсем верно. Многие длинные межрайонные коммерческие маршруты будут сохранены в социальном виде: маршрутка К-246, связывающая Фрунзенский, Московский, Кировский и Красносельский районы, станет автобусом № 246. Маршрутка К-271, связывающая Парнас, проспект Просвещения, Гражданский проспект, Ручьи и Полюстрово станет автобусом 271. А, например, маршрутка К-90, проходящая от Ржевки через центр города до Морского порта, станет автобусом 290. Таких примеров много. Мы сохраняем межрайонные маршруты со стабильным и устойчивым пассажиропотоком.
Коллапс или эволюция: что ждет Петербург и его маршрутки
«Примечания», 30.09.2019
https://primechaniya.ru/home/news/sentyabr-2019/kollaps-ili-evolyuciya-chto-zhdet-peterburg-i-ego-marshrutki/
По данным опроса ВЦИОМ 2018 года, маршрутное такси россияне назвали самым опасным видом общественного транспорта (47%), конкурировать с ним может разве что самолет (38%). Среди москвичей и жителей Северной столицы доля согласных с этим тезисом выше – 59%. В сентябре 2019 года телеканал «Санкт-Петербург» выяснил, что 64% петербуржцев регулярно пользуются маршрутками.
В Москве еще в 2016 году были отменены все прежде функционировавшие маршрутные такси (более 300 маршрутов). Прошло три с половиной года, и в городе, который в несколько раз больше Петербурга, вроде бы ничего страшного не произошло. С одной стороны, добраться без личного автомобиля и метро куда-то в столице стало ощутимо сложнее, с другой – ожидаемой катастрофы, которую многие пророчили в СМИ, не случилось.
Еще тогда, накануне большой транспортной реформы в Москве, проект «Пробок.нет» выкатил железобетонные семь аргументов в пользу автобусов перед маршрутками. Они актуальны и для Петербурга сегодня.
- В маршрутках могут не действовать проездные;
- Теснота и неудобство;
- Система оплаты (передайте пожалуйста, и еще сдачу обратно);
- Езда не по расписанию, а по наполняемости; остановка где попало;
- Жуткое порой состояние транспортных средств, невыспавшиеся водители;
- Несоблюдение ПДД и частые аварии (см. пункт 6 как причину). Петербургский КРТИ приводит сведения, что маршрутки попадают в ДТП в два раза чаще других машин;
- Неучтенные для бюджета средства (см. пункт 1), владельцы бизнеса не вкладываются в инфраструктуру, которой пользуются.
Успешный опыт Москвы, по всей видимости, вдохновил Смольный на реализацию давно уже принятого закона № 220-ФЗ. День X назначен на 1 июля 2020 года. Но недовольных слишком уж много. И это далеко не только активисты, которых не устраивает, что Смольный делает упор на автобусы вместо экологичных и экономичных трамваев и троллейбусов (и правда, электротранспорт в реформе как будто забыли).
Формально цель постановления правительства Петербурга с длинным названием – улучшение безопасности на дорогах и комфортности городской среды. На первый взгляд, транспортная реформа Смольного разберется со всеми 7 пунктами выше: тесные «Газельки» заменят на более вместительные автобусы, останавливающиеся только на остановках. На улицах станет просторнее, все маршруты станут социальными, а за возрастом и состоянием техники будут следить (к тому же, автобусы будут доступны для граждан с ограниченными возможностями здоровья).
Что же с этой инициативой не так? Послушаем голоса экспертов и причастных лиц.
Почему петербургские маршрутки должны исчезнуть?
Владимир Шведченко, и.о. директора учреждения СПБ ГКУ «Организатор перевозок»: «На самой деле никакой внезапности [в этой инициативе] нет. Еще четыре года назад вышел в свет федеральный закон №220, который обязал построить новые отношения с перевозчиками на регулярных городском общественном транспорте. Пять лет год дал на то, чтобы построить отношения с частными перевозчиками, и десять – с государственными. И через год наступает то самое время, когда с частными перевозчиками должны быть выстроены новые отношения» («Эхо Москвы»).
Сергей Румянцев, заместитель председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры, вообще считает, что вопрос сильно переоценен, и все должны ездить в подземке. «У нас самый скоростной и самый удобный транспорт – метро. Так вот, наземный транспорт должен обеспечивать подвоз пассажиров до метро. Дальше перемещение на метро» (Телеканал Санкт-Петербург).
Эксперт межрегионального объединения «Город и транспорт» Владимир Валдин считает, что грядущая транспортная реформа – это шаг к цивилизованной транспортной системе в Петербурге и называет маршрутки «паразитами», которые оттягивают на себя пассажиропоток («Российская газета»).
Более конкретен Арсений Афиногенов, транспортный аналитик, муниципальный депутат Литейного округа. Он указывает, что превозносимая увеличенная скорость маршруток относительно социального транспорта объясняется нарушениями ПДД, а с другой – расписаниями, которые можно исправить только массовой организацией и соблюдением приоритета движения общественного транспорта («Фонтанка»). Иными словами, преимущества маршруток (равно как и их негативные факторы) обеспечиваются нарушениями как раз тех правил, к тотальному соблюдению которых приведет транспортная реформа.
Смольный, со своей стороны, настаивает, что ликвидацию коммерческих маршрутов следует рассматривать только в совокупности с перечнем маршрутов, которые будут введены. Для горожан, уверены чиновники, «по большей части это только добавит комфорта». А что будет с «меньшей частью»?.
Почему петербургские маршрутки должны остаться?
Алексей Макаров, возглавляющий Комиссию по промышленности, экономике и предпринимательству, напоминает («СПб ведомости») об эксперименте 2017 года, проведенном комитетом по транспорту на проспекте Просвещения. Тогда в нем поучаствовал частный перевозчик ОАО «Третий парк», добровольно отказавшийся от использования маршрутки, дублирующей 121-й автобус.
В этом эксперименте чиновники ошиблись в расчетах: вместо 30 машин средней вместимости на маршрут вышли шесть больших автобусов. Время ожидания резко выросло, пришлось наращивать парк сначала до 12, а потом и до 16 единиц. Трамваем же пользоваться никто не хотел, несмотря на его современную конструкцию, пассажиров не добавилось. «Организатор перевозок», однако, в итоге признал эксперимент успешным, так как трудозатраты снизились на 32%, а пассажиропоток вырос на 61%. Всего-то нужно пассажирам изменить свое «транспортное поведение».
Изначально при закрытии коммерческих маршрутов на пр. Просвещения было плохо реализовано информирование пассажиров о проводимой реформе. Планировалось, что пассажиры закрытой маршрутки К-121 предпочтут трамвай № 100, как более вместительный и быстрый вид транспорта (за счёт корректировки расписания и увеличения маршрутной скорости трамваев). Но в итоге бОльшая часть пассажиров оставалась на автобусных остановках и предпочитала пользоваться автобусным маршрутом № 121. Поэтому пришлось увеличивать количество автобусов на «социальном» маршруте № 121. Пассажиропоток увеличился и на трамваях № 100 но в меньшей степени, чем это планировалось. Сейчас, по прошествии двух лет с начала эксперимента, мы можем утверждать, что эксперимент удался, пассажиропотоки быстро перераспределились и урегулировались. Сейчас трамвайный маршрут № 100 – самый доходный среди всех маршрутов ГУП «Горэлектротранс», автобус № 121 работает на уровне самоокупаемости, а пассажиры уже и не вспоминают о том, что была такая маршрутка с номером К-121.
Сами граждане поведение менять в массе своей не настроены и оценивают реформу чаще всего негативно. «МК в Питере» цитирует жительницу Сестрорецка Алису Кинберг, которая рационально рассуждает про перспективы транспорта в Курортном районе – там планируют отменить маршруты 305, 305 А, 400, 417, 425. Вместо них должны пустить больше автобусов по маршрутам 211 и 216, которые слишком медленно и долго едут до города, останавливаясь на каждой остановке.
Движение на автобусных маршрутах №№ 211, 216 будет существенно усилено. Дополнительно будет открыт автобус-экспресс № 211Э «Зеленогорск – Чёрная Речка», который будет останавливаться только на узловых остановках, за счёт чего у него будет большая маршрутная скорость. Также будет открыт маршрут № 216А к Городской больнице в Сестрорецке.
Ни один из этих автобусов к тому же не ходит до Финляндского вокзала. По мнению петербурженки, «это будет ад». В Курортном районе живет 78 тысяч человек. Почти 60 тысяч из них – жители Сестрорецка и Зеленогорска (между которыми, кстати, нет сообщения электричек).
От Сестрорецка и Зеленогорска до Финляндского вокзала организовано движение пригородных электропоездов, которые двигаются с большими скоростями. Время в пути электропоезда от Зеленогорска до Финляндского вокзала составляет 54-57 минут. Тот же путь «маршрутка» преодолевает за 1,5-2 часа без учёта пробок.
Масса проблем ожидает и жителей новых ЖК. Так, в Адмиралтейском районе Петербурга отменяют маршрутки, которые ездят по улицам Шкапина и Розенштейна, которыми пользуются жители крупного жилого комплекса «Панорама 360».
ЖК «Панорама 360» находится в пешеходной доступности (400 метров) от станции метро «Балтийская», Балтийского вокзала и пересадочного узла, расположенного на площади перед Балтийским вокзалом, где уже сейчас проходят 5 автобусных и 2 троллейбусных маршрута. С 2020 года маршрутов тут станет ещё больше.
На севере города уберут маршруты через Верхнюю улицу и проспект Культуры, которыми ездят люди из огромного жилого комплекса «Северная долина».
В ЖК «Северная долина» после реформы закроется 6 «коммерческих» и откроется 4 новых автобусных маршрутов. По Верхней улице проходит трасса смежного межрегионального маршрута № К-885, который не будет закрыт.
Жители строящегося сейчас на 20 линии В.О. жилого комплекса «Маленькая Франция» тоже будут, очевидно, ходить к своим домам пешком.
Строящийся ЖК «Маленькая Франция» находится в пешеходной доступности (300 метров) до остановок автобусов и троллейбусов на Большом проспекте В.О. Через несколько лет в 400 метрах от этого ЖК будет открыта станция метро «Горный институт».
«Позаботился» Смольный также о рабочих и о тех, кто работает с документами: на Васильевском отменят маршрут, который идет до проходной «Балтийского завода», а на улице Красного Текстильщика – маршрут до Единого Центра Документов. Не нужны маршрутки, по мнению властей, и жителям известного своим трафиком Купчино.
Маршрутка К-352 до «Балтийского завода» дублируется автобусом № 152. Маршрутка К-4 до Единого Центра Документов дублируется автобусом № 55, который будет усилен.
Ни городу, ни области
Интриги происходящему добавляет тот факт, что не только городской коммерческий транспорт, но и транспорт «город-регион» тоже пойдет под нож с 1 июля 2020 года. В настоящее время между Санкт-Петербургом и 47 регионом курсируют маршрутки и соцавтобусы, общим числом почти 150 направлений. Социальные автобусы Смольный намерен пощадить, а вот 32 направления маршруток милосердия чиновников могут не ждать.
Губернатор Дрозденко резко против этой инициативы, к тому же, за 9 месяцев до ее реализации до сих пор нет информации, чем эти маршруты планируется заменить. А ведь на них опираются сотни тысяч людей, ежедневно едущих на работу, и чаще всего отменяемые маршруты пока безальтернативны. Например, после запланированной отмены маршрута К-530, жителям микрорайона Котово Поле города Всеволожска просто не начем будет ехать в город, разве что идти пешком до ж/д станции.
Как пишет 47news, губернатор Ленобласти Александр Дрозденко категорически не согласен с происходящим и призывает региональный транспортный блок занять жесткую позицию по этому вопросу. Губернатору Петербурга Александру Беглову сейчас готовят письмо.
«На встречах с населением у комитета по транспорту Петербурга такая риторика: они – мушкетёры, а мы – плохие гвардейцы. Когда говорят, что маршрутную сеть надо отыгрывать, приводят один аргумент – дублирование», – цитирует 47news начальника Управления Ленобласти по транспорту Павла Постовалова.
На встрече со всеволожцами представители комитета прямо заявили, что денег на дотацию маршрутов, ведущих в область, у города нет. Общий размер субсидий на городские маршруты в год равен 36 млрд рублей. Два миллиарда рублей приходится на областные маршруты.
Так, в укор региону поставили «коробки», которые правительство Ленобласти понастроило на границе Петербурга «и ушло в сторону». Подразумеваются под этим, очевидно, районы Мурино и Новое Девяткино. А что делать жителям? Жителям советуют пользоваться электричками, до которых часто идти полчаса и дольше.
Во вторник 24 сентября на встрече с депутатами губернатор региона Александр Дрозденко пригрозил питерским транспортным чиновникам прокуратурой и заявил, что «у них каждый суслик считает себя агрономом».
Принято решение с 16 июля 2020 года сохранить все 85 «социальных» маршрутов из Петербурга в Ленобласть, а также 34 «коммерческих» маршрута. 8 «коммерческих» маршрутов закрываются, но они уже сейчас полностью дублируются другими маршрутами. Кроме того, сохраняются и все межрегиональные маршруты, работающие на основании договоров Ленинградской области.
Народная корректировка
«Коммерсант – СПб»
https://www.kommersant.ru/doc/4110425
Как стало известно “Ъ”, по итогам общественных собраний по транспортной реформе, которые прошли в 18 районах города во второй половине сентября, подведомственное комитету по транспорту ГКУ «Организатор перевозок» может скорректировать маршрутную сеть городского наземного транспорта на 10%. Ранее правительство планировало сократить маршрутную сеть почти вдвое (до 362 маршрутов) к середине 2020 года. Источники “Ъ” говорят, что потребуется неделя на согласование изменений; конкурсы на транспортное обслуживание, как заявляли в Смольном ранее, должны пройти осенью.
Фактически изменения в маршрутной сети коснутся каждого района города, сообщил “Ъ” заместитель директора по планированию и развитию пассажирских перевозок ГКУ «Организатор перевозок» Дмитрий Процкий. По его словам, во время обсуждений было собрано от одного до трех замечаний от жителей Петербурга в каждом районе. Как сообщал “Ъ” ранее, всего слушания прошли в 18 районах (см. “Ъ” от 13.06.2019). Предложения включают сокращение интервалов движения автобусов, изменение трасс и открытие новых маршрутов, отмечает собеседник “Ъ”.
«Список (изменений.— “Ъ”) сейчас формируется отдельно»,— сказал господин Процкий. Он приводит в пример пожелание жителей Курортного района, которые попросили сохранить транспортное обслуживание городской больницы № 40 (существующий маршрут № 216). Это будет сделано за счет разделения маршрута, и часть автобусов будет ходить непосредственно от больницы до станции «Старая Деревня». Ряд пожеланий, продолжает собеседник “Ъ”, касается спрямления маршрутов, чтобы автобусы не делали ненужные крюки.
Конкретного дедлайна по утверждению и внесению этих изменений нет, говорят два источника “Ъ”, близких к комитету по транспорту. В любом случае изначально требуется утвердить документ планирования, который сформирует перспективную маршрутную сеть города, после чего можно будет проводить конкурсы, говорит источник “Ъ” в городской администрации. «Текущая неделя — на обсуждение, а дальше будет еще раз обсчет по финансам. Если предполагается открыть какой-то маршрут, это потребует дополнительных вложений, автобусов, повлияет на начальную максимальную цену контракта»,— поясняет господин Процкий. «Надо время, чтобы свести в единое целое информацию от населения. Часть предложений поступила не на обсуждениях, а через сайт и письменные обращения в комитет по транспорту»,— говорит источник “Ъ”, близкий к ведомству. Решение о сроках проведения конкурсов на маршруты принимает глава комитета по транспорту Александр Головин и курирующий вице-губернатор Эдуард Батанов, говорит собеседник “Ъ”. Вчера господин Батанов не ответил на запрос “Ъ”. В интервью изданию в августе он заявлял, что конкурсы будут проведены осенью 2019 года.
Глава петербургского УФАС Вадим Владимиров: Есть ощущение, что Смольный иногда сидит и думает: «Эх, сюда бы ГУПчик, чтобы елочку под Новый год поставил»
«Фонтанка.ру», 10.10.2019
https://www.fontanka.ru/2019/10/10/005/
Сфера транспорта в Петербурге – одна из самых проблемных, признается руководитель городского управления Федеральной антимонопольной службы Вадим Владимиров. В условиях неотвратимо надвигающейся на город масштабной транспортной реформы он с особенной досадой и разочарованием говорит о консервативном экономическом настрое Смольного, ведь городские чиновники одним неверным решением могут загрузить его управление антикартельной работой. Без какого-либо оптимизма он смотрит и на возможное повышение стоимости проезда в общественном транспорте.
– Вадим Валерьевич, в Петербурге задумана транспортная реформа. Будут разыграны контракты на обслуживание автобусной маршрутной сети. В нескольких уже прошедших аукционах с бизнесом соперничало ГУП «Пассажиравтотранс», продемонстрировав при этом серьезные возможности для конкуренции. На ваш взгляд, нормально, что государство в лице ГУПа конкурирует с частниками? Насколько это соответствует нормам антимонопольного регулирования?
– Мы считаем, что ГУПов на конкурентных рынках вообще не должно быть. Это наша принципиальная позиция. Она поддержана руководством государства в Национальном плане развития конкуренции, который был утвержден в декабре 2017 года. В нем об этом прямо сказано: ГУПы должны подлежать ликвидации как класс, потому что они непрозрачны, они неэффективны и более того, они тормозят развитие экономики. Они должны остаться только в тех отраслях, где без них нельзя обойтись, например, обеспечение обороноспособности страны и безопасности людей. У нас в городе, в принципе, допустимо существование таких ГУПов как «Водоканал», «Петербургский метрополитен» и, возможно, «Горэлектротранс».
Рынок автобусных пассажирских перевозок, где город представлен «Пассажиравтотрансом», это вполне конкурентный рынок, который может и должен существовать в конкурентных условиях. Замечу, что это даже не моя личная позиция. Отношение Федеральной антимонопольной службы и её территориальных органов к ГУПам всем известно. Неоднократно о нём говорил и глава ФАС Игорь Юрьевич Артемьев.
«Реформа 2020 года» коснётся только маршрутов коммерческих перевозчиков. Маршруты ГУП «Пассажиравтотранс» будут реформированы и выставлены на торги в 2025 году – в соответствии с ФЗ-220, который даёт отсрочку на 10 лет с момента принятия Закона для государственных и муниципальных перевозчиков.
В Петербурге, по крайней мере как следует из публикаций «Фонтанки», лишь 30% социальных маршрутов покрываются частными перевозчиками. Это, конечно, очень мало. В том же Национальном плане развития конкуренции сказано о широком участии малого и среднего бизнеса, об увеличении его участия в закупках в два раза к 2020 году относительного 2017 года. Но власти города идут прямо в противоположном направлении и развивают государственную маршрутную сеть.
В Петербурге запустили карту автобусных маршрутов, которых не станет
«Мойка78», 11.10.2019
Комитет имущественных отношений (КИО) обновил интерактивную карту Региональной геоинформационной системы Санкт-Петербурга (РГИС). Это онлайн сервис, где в режиме реального времени можно получить основные сведения о городе: границы зеленых насаждений, сведения землеустройства, кадастровые данные и многое другое. Кроме того, на одном из слоев карты доступны маршруты всего транспорта в городе.
Напомним, что к середине 2020 года власти Петербурга обязаны, согласно федеральным законам, провести реформу транспортной отрасли. Доступны два варианта: с регулируемым тарифом проезда (везде только социальные автобусы) и с нерегулируемым (везде маршрутки).
Готовит реформу подведомственное комитету по транспорту ГКУ «Организатор перевозок». Анонсировав реформу, в ведомстве заявили, что в нашем городе собираются ввести регулируемый тариф, то есть упразднить маршрутки как класс.
Вместе с тем, на дороги северной столицы одновременно выходят 3 тыс. социальных автобусов и 4 тыс. маршруток. За день все вместе они совершают 55 тыс. рейсов.
С упразднением маршруток «Организатор перевозок» собирается перекроить карту маршрутов и выпустить на линии дополнительные социальные автобусы, чтобы закрыть прореху.
Эти планы вызывают беспокойство у многих горожан, люди допускают, что после реформы, им не на чем будет ездить. Это беспокойство подтверждается системой РГИС: при отключении маршруток транспортная сеть сокращается больше чем в два раза. Таким образом, неизвестно, насколько проработана новая транспортная схема, и опасения горожан обоснованы.
В систему РГИС не загружены новые маршруты, планируемые к открытию в 2020 году. Также там нет маршрутов, которые будут переведены из “коммерческих” в “социальные”. Практически по всем улицам, где сейчас проложены только «коммерческие» маршруты, будут открыты новые социальные транспортные связи по регулируемому тарифу.
Смольный рассказал, где пройдут новые маршруты городского транспорта Петербурга
«Карповка.ру», 16.10.2019
https://karpovka.com/2019/10/16/392048/
Покопавшись в документах, каждый может узнать транспортную судьбу своего района.
Комитет по транспорту опубликовал проект сети маршрутов городского транспорта в Петербурге после реформы. Соответствующие документы появились на сайте Смольного.
Речь идет о реформе пассажирского транспорта, согласно которой до 2023 года в Петербурге планируется изменить трассы 60 маршрутов, в том числе пяти троллейбусных. При этом уже в июле 2020 года будет отменен 271 «коммерческий» и семь социальных маршрутов (их перечень есть в документах), а вместо них будут назначены 97 новых «социальных» автобусных маршрутов, решение по которым необходимо принять до конца этого месяца.
Окончательное решение по установке новых маршрутов и по предполагаемым изменениям в трассах уже существующих Смольный примет до конца 2019 года. Реформа общественного транспорта, которая начнется в Петербурге в следующем году, обойдется около 24 млрд рублей.
Ранее жители Кронштадта высказались против транспортной реформы. По мнению кронштадтцев, автобусы гораздо неудобнее коммерческих маршруток: они едут до Петербурга больше часа, а сидячих мест в них мало. Более того, у жителей Кронштадта нет альтернативы в виде электричек и трамваев. Транспортная реформа же предусматривает, что все коммерческие маршруты должны исчезнуть из города.
Вместо маршрутки от Кронштадта до метро «Старая Деревня» будет открыт маршрут-экспресс № 101А. Количество подвижного состава будет соответствовать количеству «маршруток» на этом направлении. Вместо маршрутки от Кронштадта до метро «Проспект Просвещения» будет открыт социальный маршрут с тем же количеством автобусов, таким же подвижным составом (средней вместимости) и теми же интервалами.
Исчезнет не 278 маршруток, а 271.
«Фонтанка.ру», 15.10.2019
https://www.fontanka.ru/2019/10/15/127/
Смольный обнародовал предчистовую версию изменений городской маршрутной сети наземного транспорта. За 4 месяца работы список исчезающих направлений сократился на 18 позиций.
Проект документа планирования регулярных перевозок представлен на антикоррупционную экспертизу. В соответствующем разделе на официальном портале городского правительства он появился 15 октября. Процедурно это еще один шаг к масштабной транспортной реформе, результатом которой станет исчезновение маршруток с буквой «К». Если все пойдет по плану местных властей, то уже через две недели правительство Петербурга сможет утвердить новую маршрутную сеть города. Деталями преобразования «Фонтанка» делилась 4 месяца назад. В выложенном на сайте Смольного документе правок не так уж и много.
В опубликованной версии документа говорится, что к июлю 2020 года будут отменены 278 маршрутов (их список можно увидеть, перейдя по ссылке). Ликвидации подлежит 271 линия, где ходят автобусы с буквой «К». В первоначальных планах значилась отмена 296 направлений, из которых 278 – маршрутки.
Компенсировать транспортную потерю власть собирается тем, что усилит дополнительной техникой существующие социальные маршруты, а также добавит 97 новых. Еще 60 маршрутов изменят трассировку, что также должно восполнить потерю автобусов с буквой «К».
Небольшие изменения произошли под влиянием общественности. В сентябре 2019 года комитет по транспорту и ГКУ «Организатор перевозок» в каждом районе города обсудили с наиболее активными жителями грядущие изменения. «Итогом обсуждений в районах стало внесение изменений в трассы движения 13 маршрутов; открытие новых автобусных маршрутов 304, 211Э, 216А, 145Э вместо коммерческих К-151, К-220а, К-305а; увеличение количества автобусов на 8 маршрутах – №№ 5, 22, 28, 46, 115а, 193, 215, 278 и перенос сроков открытия автобусных маршрутов № 220 и № 240 на 2020 год», – сообщает «Организатор перевозок».
Собеседник «Фонтанки» из городского правительства указывает на то, что опросить горожан можно было и раньше. По его мнению, за 4 месяца с момента начала активного обсуждения реформы маршрутной сети изначально выработанный вариант почти не изменился. Однако при этом было упущено драгоценное время – к 15 июля 2020 года все должно начать работать.
Столь незначительные изменения в проект Документа планирования по итогам обсуждения с жителями говорит о том, что в целом документ изначально был свёрстан правильно.
«Почему так случилось? Как мне кажется, основных причин три. Отмена маршруток, несмотря на все их недостатки, оказалась довольно болезненной темой. Накануне выборов её предпочли несколько отодвинуть. Была и до сих пор идет борьба за конечный вариант различных нюансов реформы. Ну и третья – обычное российское разгильдяйство. Что можно сделать, чтобы как-то нивелировать последствия? Повнимательнее присмотреться к опыту Москвы, еще не поздно перенять правильные решения – не скупиться на деньги, и, например, вдвое увеличить количество новых маршрутов, постепенно избавляясь от неэффективных. Народный гнев может обойтись дороже», – рассуждает наш собеседник в Смольном.
Контракты заключаются сроком на 5 лет, поэтому «постепенно избавляться от неэффективных» просто так не получится. Наоборот, если мы увидим, что где-то сформировался новый пассажиропоток, или, например, заселяется новый жилой комплекс, мы сможем сформировать и открыть новые маршруты. Законодательство нам это не запрещает.
В Смольном прокомментировали скандальную отмену коммерческих маршрутов
«РБК», 18 октября
https://www.rbc.ru/spb_sz/18/10/2019/5da968759a79477ade63ef7a
Смежные с Ленинградской областью межрегиональные маршруты, обслуживаемые по заказу Петербурга, продолжат действовать и после реформы городского общественного транспорта Петербурга. Такая информация появилась на сайте СПб ГКУ «Организатор перевозок» после того, как правительство Ленобласти выразило недовольство планами Смольного упразднить целый ряд автобусных маршрутов, связывающих два региона.
Список маршрутов, подлежащих отмене, был опубликован на сайте комитета по транспорту Петербурга. В перечень попали 270 коммерческих и 8 социальных маршрутов, уточнил заместитель директора по планированию и развитию пассажирских перевозок ГКУ «Оператор перевозок» Дмитрий Процкий. Изменения произойдут к июлю 2020 года в рамках перехода на новую модель управления городским пассажирским транспортом.
Как отметил глава областного управления по транспорту Павел Постовалов, в правительстве региона обеспокоены тем, что в числе прочих Смольный был намерен отменить 29 автобусных маршрутов, которые сегодня курсируют между поселениями области и городом.
С 16 июля 2020 года сохранятся 85 «социальных» маршрутов из Петербурга в Ленобласть, а также 34 «коммерческих» маршрута. 8 маршрутов закрываются, но они уже сейчас полностью дублируются другими маршрутами. Кроме того, сохраняются и все межрегиональные маршруты, работающие на основании договоров Ленинградской области.
Чиновник напомнил, что между двумя регионами действует соглашение о межрегиональных маршрутах, в соответствие с которым ни тот, ни другой субъект не вправе в одностороннем порядке менять смежную маршрутную сеть. «Мы не исключаем возможности рассмотрения в суде в случае нарушения условий данного соглашения со стороны комитета по транспорту Санкт-Петербурга», — заявил Павел Постовалов.
Пересадки и дублирование. Смольный рассказал о планах по смежным автобусным маршрутам с Ленобластью
«Фонтанка.ру», 17.10.2019
https://www.fontanka.ru/2019/10/17/146/
Смежные с Ленобластью межрегиональные коммерческие маршруты будут сохранены, хотя их будут обслуживать иначе. Часть продублируют социальными автобусами.
Как заявили 17 октября в ГКУ «Организатор перевозок», все 85 социальных маршрутов сохраняются в документе планирования. Что касается коммерческих, то вместо 34 контракты будут заключены по 9 направлениям. Ведомство утверждает, что за счет социальной части будут продублированы 13 бывших маршруток, еще на 4 надо будет теперь делать пересадку. 8 и правда закрываются совсем, но по ним связь обеспечена другими видами транспорта и маршрутами Ленинградской области.
Наглядно увидеть раскладку «Организатора перевозок» можно по ссылке.
Ранее областные власти заявили, что могут подать в суд, если комитет по транспорту закроет порядка 30 смежных маршрутов, которым не нашлось места в документе планирования транспортной сети Петербурга. Особенно чиновников беспокоит судьба маршрутов до Всеволожска, Новоселья, Бугров и Форносово.
С 16 июля 2020 года сохранятся 85 «социальных» маршрутов из Петербурга в Ленобласть, а также 34 «коммерческих» маршрута. 8 маршрутов закрываются, но они уже сейчас полностью дублируются другими маршрутами. Кроме того, сохраняются и все межрегиональные маршруты, работающие на основании договоров Ленинградской области.
Комментарии закрыты.